Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» 5-9 классы (ФГОС)

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Биология» включена в базовую часть естественного цикла.

Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

2.Фундаментального ядра содержания общего образования

3.Примерной программы по биологии. «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы – М.: «Просвещение», 2011.

  1. Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособиеост. Г. М. Пальдяева М.:»Дрофа», 2014

 

  1. Цели изучения предмета:
  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 

  1. Общая характеристика курса биологии в 5-9 классах

 

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисцип­лин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного ма­териала начальной школы, так и ненужное опережение.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб­никах биологии и учебно-методических пособиях, создан­ных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс. 34ч, 1 ч в неделю;

Биология. Живой организм. 6 класс. 34 ч, 1 ч в не­делю;

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс.34 / 68ч, 1/ 2 ч в неделю;

Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. 68 ч, 2 ч в неделю;

Биология. Человек. 9 класс. 68 ч, 2 ч в неделю.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без­опасности и производственной деятельности в любой отрас­ли хозяйства. Поэтому главная цель российского образова­ния заключается в повышении его качества и эффективнос­ти получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государ­ственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в ос­новной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении цело­го круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5—9 классов реализуют следующие цели:

  • систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуаль­ных и творческих способностей учащихся;
  • формирование первичных умений, связанных с вы­полнением практических и лабораторных работ;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мыш­ления и основ гигиенических навыков.

Предлагаемый курс содержит системные знания. Пре­емственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и форми­рованию целостного взгляда на мир.

В основу данного курса положен системно-деятельност­ный подход. Программа предусматривает проведение де­монстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лаборатор­ных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их прове­дения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учи­теля).

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру.

В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формирует­ся понятие «живой организм», которое в последующих клас­сах конкретизируется на примерах живых организмов раз­личных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек.

Общебиологические знания, являющиеся основой био­логического мировоззрения, логично включены во все разде­лы курса и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.

 

  1. Место курса биологии в 5-9 классах в учебном плане

 

Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35 ч, 1 ч  в неделю;

Биология. «Растения. Бактерии Грибы. Лишайники» . 6 класс. 35 ч 1 ч  в неделю;

Биология. «Животные» 7 класс. 70 ч, 2 ч в неделю;

Биология. : «Человек». 8 класс. 70 ч, 2 ч в неделю;

Биология. «Основы общей биологии». 9 класс. 70 ч, 2 ч   в неделю

 

Обучение ведется по учебникам:

5 класс – Биология. Введение в биологию. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2014.

6 класс – Биология. Живой организм. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2014.

7 класс – Биология. Многообразие живых организмов. Бактериии, грибы, растения. Н. И.Сонин, В.Б. Захаров, М.: Дрофа, 2014

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

 

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

 

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
  • договариваться друг с другом и т.д.)

 

  1. Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ:

 

5 класс: Л.р. – 10

6 класс: Л.р. – 10

7 класс: Л.р. – 15

  1. Формы контроля:

текущий 5-9 класс, промежуточный и итоговый. Проводится в форме контрольных работ или тестирования, рассчитанных на 45 минут, тестов и проверочных  работ на 15 – 20 минут с  использованием  учебно – познавательных, учебно – практических задач на анализ, синтез.